"Усердие и нерадение - это два сильных средства. Одно нас соединяет с Богом, а другое разлучает. Усердие - это раскаленное железо. Нерадение - это холодное железо, которое, как бы ни стучал по нему молотобоец, нельзя размягчить и что-нибудь из него сделать, в то время, как раскаленное железо очень пластично"
В работе рассматриваются проблемы формирования архитектурного и храмового образа в иудаизме, христианстве и исламе. Исследуются иконографические, иконологические и концептуальные основы формирования понятия храма в теологии, философии и литературной теории. Работа учитывает и исторический вектор развития храмовой архитектуры. В частности, отдельные главы отводятся аналитике храма Соломона, Св. Софии константинопольской, Куббат ас-Сахре в Иерусалиме. Особое внимание уделено методологическим принципам аналитики. В качестве доминирующей теории, позволяющей осмыслить всю совокупность материала, избрана топология Аристотеля.
Книга посвящена философской, психологической, искусствоведческой аналитике храмовых традиций в древности, средневековье и современности. В книге рассказывается не просто о храмах в различных культурах мировой цивилизации Востока и Запада, но сами образы храмов рассматриваются как средоточие памяти и воображения в соответствующих культурах. Храмовое сознание фундирует насущные проблемы теологии, антропологии и является одним из планов имманентности всех представленных в книги традиций. С этой точки зрения Храм является центральным Событием в религиозной жизни различных культур, философии, искусстве и архитектуре. Кроме собственно аналитики, в книгу включены публикации и переводы древних и средневековых трактатов (древнекитайских, древнеиндийских, манихейских, персидских). Книга рассчитана на философов, филологов, историков, историков искусства, культурологов.