"Так как я болван, то я уверен, что умру. Я бы хотел обрести целостность, чтобы покинуть этот мир таким же способом, как это сделал он [дон Хуан], но в этом у меня нет никакой уверенности..." К.Кастанеда, интервью для "Таймс" 27 апреля 1998 года в своем доме в Вествуде (Калифорния), скончался один из самых известных писателей нашего времени Карлос Сезар Арана Кастанеда. Диагноз – рак печени. Траурная церемония не проводилась, тело кремировано, и прах перевезен в Мехико. Официальное сообщение о кончине было сделано адвокатом писателя лишь в конце июня(!) 1998 года. Атмосфера загадочности и недосказанности продолжает окружать скрытного гения и после его смерти(?). Мы не будем здесь рассказывать его биографию, тем более, что многое в ней неясно, существует даже несколько "документально подтвежденных" версий дня его рождения (две "основные": 25 декабря 1925 г. в Кахамарке, Перу, и 25 декабря 1931 в Сан-Паулу, Бразилия). Десять книг переведены на 17 языков и изданы миллионными тиражами во всем мире. Это: "Учение дона Хуана", "Отдельная реальность", "Путешествие в Икстлан", "Сказки о Силе", "Второе кольцо силы", "Дар Орла", "Огонь изнутри", "Сила безмолвия", "Искусство сновидения", "Активная сторона бесконечности". Книги Карлоса Кастанеды – несомненно самый значительный вклад современной американской культуры в общемировую духовную традицию. Несмотря на несколько скандальную и запутанную историю с их написанием (что неудивительно, ибо любое явление американской жизни в силу национальной специфики становится известным миру только благодаря скандалу) – этот человек сделал то, чего никому до него не удавалось. Серия оккультных романов К.Кастанеды, выходившая в течение почти тридцати лет, буквально произвела революцию в умах миллионов людей. Кастанеда открыл людям новые измерения реальности, и хотя до него это уже делали многие другие, - но только он сумел донести и выразить мистические идеи в такой форме, что вовлеченными в их круг оказались даже люди, совершенно невосприимчивые практически ни к каким теориям и проповедям – ни современных, ни древних школ саморазвития. При этом не имеет значения – правда ли то, что он описал в своих книгах, – действительно ли был старик-индеец, посвятивший Карлоса в древнее тайное знание доколумбовой Америки (если да, то прекрасно!), или он все это выдумал сам, используя знание "всех тех богатств, которые выработало человечество" (в этом случае его заслуга гораздо выше!), – скорее всего, истина где-то посередине. Работы Карлоса Кастанеды дали в руки всем "обыкновенным", но думающим людям нашей западной культуры давно утерянный ими ключ к целостности бытия, показали всю иллюзорность и условность нашей "нормальной", обыденной жизни, бессмысленность и глупость привычного с детства цепляния за слова, правила и общепринятые мнения, сломали тупую уверенность в существовании единственной "реальности", данной (кем?) нам в ощущениях. Конечно, можно тщательно проанализировать книги К.К. (как это уже неоднократно делалось) и выявить все "источники и составные части" его концепции. Мы увидим, что действительно, всё, что там декларируется, – уже было сказано раньше другими людьми – тем-то и тем-то, там-то и там-то... Но знакомы со всеми этими разрозненными источниками, главным образом, лишь специалисты – философы, психологи, этнографы и т.п. Спесивые профессионалы легко докажут вам компилятивность и неоригинальность идей Кастанеды. Уж не говоря о географических и этнографических несуразностях, попадающихся в его "полевых записках"! Вероятно, если умело подобрать и сравнить цитаты, то всем станет ясно, что К.К. просто начитался "умных книг", и облек поразившие его идеи в художественную форму, наделил живостью и объемностью притч и сказок сухие философские и логические формулы. Но от этого истины, преподносимые им так живо и ярко, не становятся ложью! Если гений сумел донести до всех людей, умеющих читать, – красоту, трагизм и возвышенность отвлеченных истин, то нельзя его из-за этого считать лжецом! Так что вопрос о степени авторства Кастанеды относительно "учения тольтеков" не стоит слишком переоценивать. Много ли людей, прочитавших Гегеля, Канта, Гуссерля, Ницше или Кьеркегора, занялись самосовершенствованием? А может быть кто-то встал на Путь, прочитав учебник логики? Конечно, обратной стороной "духовного популяризаторства" всегда оказывается профанация и экстремизм. Обязательно появятся сотни (а может и тысячи) людей, которые бросятся на поиски стариков-индейцев (корейцев, чукчей, эскимосов и др.) – хранителей древнего знания, примутся стирать личную историю и делать магические пассы, сразу пойдут на поиски "олли" или для начала подучат испанский язык... Но и это не страшно. Для некоторых из них это будет первым шагом на пути к пробуждению. Истину трудно ухватить сразу. Сначала может быть лишь мимолетная вспышка, которая запомнится, – просто даст знать, что есть еще что-то, – что выше, реальнее нашего обыденного мира. После этого легко можно снова заснуть и побежать по проторенной дорожке. Еще проще ухватиться за экзотику, броситься на поиски рассады пейота, новых книжек Флоринды и Кена Орлиное Перо. Но первый импульс не забудется. Побегав в полусне, и утомившись от бесплодных поисков, кто-то все же вспомнит нечто существенное, важное – тот самый ключик, которым открылось на мгновение его "второе внимание". Для каждого это может быть что-то свое. В книгах К.К. разбросано очень много таких вещей. Несмотря на то, что и сам автор под конец пошел на поводу у массовой культуры, и нанес несколько весьма мощных ударов по своей репутации, ценность его книг этим не умаляется. Следует иметь в виду, что жил он в США. Видимо, в этой стране даже гений или святой не может избежать участи быть превращенным в "Сникерс" или памперс. Эмерсон, Уитмен, Торо – поэты, жили они давно, их мало кто читает, – и то на гениев пал некоторый налет пошлости в этой стране. Что уж тогда говорить о нашем современнике "прозаике" Кастанеде? Всепобеждающая "Карма-кола" захлестнула под конец и его. Но, несмотря ни на что, реальная Сила, которая сквозит в его первых* книгах, – найдет своих избранных, и направит их к цели – через все перипетии страшных и волшебных сказок нашего мира... _________________________________________ *Начиная где-то с шестой-седьмой книги красивые, довольно самобытные и мощные, притчи-сказки о Силе постепенно начинают превращаться в набившую оскомину нью-эйджевскую "карма-колу". Кусочек из Кундалини-йоги, кусочек из Виттгенштейна, – постепенно все меньше становится колоритного сплава Ницше и баллад о Мартине Фьерро, все больше – сухих и невразумительных наставлений по американской "йоге" и американскому "цигуну". Теоретические концепции слабы и вторичны (лучше бы уж остаться на уровне живых романтических сказок), а забавная гимнастика "нитти-гритти" большого вреда, вероятно, не принесет, но отнимет очень много времени у нашей быстротекущей жизни. Не успеешь как следует овладеть сотней-другой "магических пассов", глядь – а смерть уже хлопает тебя по левому плечу! Наше книжное обозрение: "БОН ХУАН"Москва, 1997 г.
От автора.Эта книга, которая должна была увидеть свет в 1997 году, но по финансовым причинам была на время положена в стол, теперь вероятно уже не выйдет в свет вовсе. Автор, хотя и не является горячим поклонником и последователем Кастанеды, тем не менее, испытывает большое уважение к этому одинокому воину – творцу новых миров и мифов, бесстрашному разрушителю собственной личности. Теперь, когда дон Карлос закончил свой последний танец Силы, было бы непорядочным публиковать сей труд, могущий как-то повредить идеологически чистой репутации покойного. Негоже плясать на костях ушедшего мага, – хотя это и не тот случай, когда "мертвый" не может при желании ответить своему "обидчику". И все же, отказываясь теперь по этическим соображениям от публикации книги, считаю своим долгом кратко изложить здесь тему и основные положения работы (тем более, что даже этот материал прочитает только весьма узкий круг специально интересующихся вопросом широкомыслящих людей). Для опытного и закаленного российского искателя истины идеологическая шелуха и расхожие штампы не будут препятствием к восприятию сути. Его не отпугнут некоторые, возможно, чересчур жесткие и прямолинейные оценки и выводы. А для начинающего свой путь наивного и восторженного читателя "эзотерической" литературы пусть этот конспект послужит если не предостережением, то хотя бы просто дорожным указателем, информационной табличкой, – вроде тех, что вешают на столбах высоковольтной линии или перед опасным участком горной дороги. Если ты считаешь, что это твой путь, то знай о некоторых его особенностях заранее... Если же это для тебя неожиданное неприятное откровение, то лучше пойди в другую сторону, – не искушай судьбу... Есть и третья категория читателей (по нашему мнению, наиболее близкая духу кастанедовских писаний) – им в первую очередь адресуется этот конспект. Это люди, от рождения лишенные "звериной серьезности", знающие цену слову, – как в его изначальной магической сути, так и в современном девальвированном, фельетонистском воплощении. Кто способен посмеяться над своими пристрастиями и заблуждениями, увидеть нелепость и тщетность цепляния за "школы", движения, эгрегоры и прочие уловки своего маленького "я", – те, может быть, оценят эту скромную попытку выбить еще одну подпорку ложной личности. Краткое изложение содержания:"БОН ХУАН"(Путь знания светящихся яиц ) "Лови намерение!" Индейцы-яйки 1. Дон Жуан и Шикльгрубер Учение старого индейца, переданное Кастанедой – это не что иное, как искаженные идеи тибетского буддизма и бон, занесенные в Южную и Центральную Америку нацистами, уцелевшими после Второй Мировой войны, и частично ассимилированные местной магической культурой. Этих немцев, как известно, сопровождали тибетские бонские ламы. Идеология воина индейца дона Хуана совпадает с идеологией фашистского воина-рыцаря, сверхчеловека. "Человеческое, слишком человеческое!"(Ницше). Мексиканский священный город Тула = нордический сакральный центр Туле. + См., например: Тартанг Тулку Ринпоче, "Путь воина" и др. работы того же автора. Чисто текстуальные совпадения (не говоря уже о смысловых) в книгах одного из известнейших ныне живущих просветленных учителей тибетского буддизма на Западе с откровениями яки-индейца дона Х. из Соноры свидетельствуют либо о заимствовании идей (как вы думаете – кем у кого?), либо о глубинном родстве, едином корне излагаемых учений. Вся разница лишь в направлении обретенной энергии (Силы) – на благо всех чувствующих существ или на "бесконечные путешествия и приключения" самодостаточного светящегося яйца. Нордические вдохновители Кастанеды опираются на древнюю тибетскую традицию, сознательно акцентируя ее "природный", шаманистский слой, и игнорируя высшие светлые достижения. 2. Нагваль Лухан из Азии (Нгв. Лухан с Востока привнес в Линию боевые искусства) Здесь Кастанеда проговаривается окончательно. Правда, устами своей ученицы. Оказывается, в их "линию" (индейская парампара) Нагвалей затесались, ни больше и ни меньше – китайцы (тибетцы?). Каково?! Вот она – исконная религия доколумбовой Америки! Маги древности, Кетцалькоатль, чакмулы, Туле-уно, Туле-дос, Туле-трес и ... Лу-Хань! 3. "Жил как собака, и сдох как собака" (Г.И. Гурджиев о своем лучшим ученике П.Д. Успенском). Перепросмотр, самовоспоминание, борьба с чувством собственной важности и т.п. "Четвертый путь" – жесткий и "бесчеловечный" тренинг в системе Гурджиева, весьма близкий по духу и по форме практике нахуализма "магов древности", – "учение, пришедшее с Востока", обогатившее арсенал адептов "Аненербе", внес свой неповторимый вклад в учение Кастанеды. (Приводятся буквальные и смысловые совпадения в текстах работ Гурджиева, Успенского и Кастанеды.) 4. Хулео в Туле Нацистская идеология и символика себя скомпрометировали, поэтому для возрождения нужно было найти абсолютно новый контекст, ранее никак не звучавший, не имеющий эмоционального шлейфа. Индейско-нагуальский материал подходил для этого как нельзя лучше. Формально, внешне – это уход от арийской идеи, в смысле расовой чистоты, – к чистой идеологии, лишенной религиозных штампов, национальной окрашенности, расовой подоплеки. Но по сути – возрождается старая идея Туле, оккультного корня 3-го рейха... 5. Почему скис и расслюнявился? Кастанеда начал неплохо – свежо, напористо и четко, но потом его книги постепенно переросли в балаган, Нью-Эйджевский кич. Первоначально – это была жесткая магическая программа – не заводить детей (от них одни дырки в яйцах), маги древности поедали живьем своих врагов, чтобы овладеть их силой, – декларировались и прочие подобные же, “строгие, но справедливые” правила. Одна из "сестричек", бродя по горам, сбрасывала в пропасть зазевавшихся путников, симпатичная донья Соледад – совершенный Воин, – пыталась задушить Карлу во время полового акта, хотела убить своего сына, чтобы забрать его энергию и т.д. Теперь же вдруг появились разговоры о "любви" необусловленной ничем, которая возникает, якобы, сразу после перепросмотра... Это уже искажение Генеральной линии, индульгирование, ради привлечения еще большего количества читателей и почитателей! Первые книги Кастанеды описывают "магическое пространство" как жесткое, жестокое, враждебное человеку – все над Карлой издеваются, загоняют его в какие-то ловушки, предлагается зашивать глаза и рты ящерицам, потом отпускать их, – снова ловить и съедать живьем, и т.д. и т.п. А теперь Кастанеда придумывает какую-то безусловную любовь, которая никак не вяжется с самыми основами его предыдущего повествования. ...Карлос получил приказ от группенфюрера Сильвио Мануэля: расширить сферу влияния! Заработала обычная модель деятельности тоталитарных сект: забросить крючок с привлекательной "духовной" наживкой и – собирать души и деньги в копилку Четвертого Рейха. В "обычных" сектах ставка делается в первую очередь на выпавших из “нормальной” жизни мягкотелых незащищенных "дураков". Здесь декларируется любовь, понимание, чистота, Бог, свет, голуби... В Кастанедовской же версии изначально были другие, прямо противоположные приманки (для мягкотелых незащищенных "умных"): окружающий мир – иллюзия, ты – одинокий волк, у тебя хватит Силы на прорыв к власти над этим миром, если ты отбросишь все человеческое, что есть в тебе (переступишь через "человеческий шаблон") – здесь разменной монетой стали одиночество, ночь, четкость, беспощадность, сила, койот, ворона и т.п. ... Но наконец, через несколько лет, паства перестала расти и начала скучать. Кто-то объелся растений силы и чуть не умер, кто-то устал делать перепросмотр, а остальным просто стало неуютно и грустно в этом "страшном и прекрасном мире"... Боги Валгаллы почувствовали голод! Настал черед выводить на поле свежего троянского коня. Теперь это будет Любовь, свет, коллективная медитация, оздоровительная гимнастика, – появились уже даже и своеобразные голуби (воладорес), которые скоро наверняка подобреют, а далее – по обычной схеме... 6. Салуд, Сатан! Очень удачно был выбран местный эгрегор – бесчеловечный, с кровавыми ритуалами и т.п. И Арана (Паук) КаСатанеда – плетет под ним сеть... Касатанеда вначале очень хорошо проводил эту темную информацию, а затем вдруг "испортился". Здесь возможны три объяснения: либо Касатанеда действительно “случайно” соприкоснулся с неким учением и решил его транслировать, но позже утерял связь с источником, – и искажения возникли непроизвольно, из-за того, что подпитывающая его сила исчезла. Либо он был намеренно лишен фашистскими магами энергетической подпитки после того, как не справился с чистой трансляцией хищных и бесчеловечных магических идей, пошел на поводу у эгоистических программ, впал в слюнявый "Нью-Эйдж", и стал искажать идею в угоду популярности у публики. И третий, наиболее вероятный, вариант: см. выше главу 5 – схема тоталитарной секты. 7. Хитрые индейцы-яйки: "Христос – это всего лишь человеческий шаблон! Нужно стремиться в Место без жалости!" До сих пор проводились исследования книг о доне Хуане только с двух позиций – правда это или нет. Если правда – то знания индейцев-яки-тольтеки – это универсальное знание, целостная система. Если нет – то откуда Кастанеда надрал информацию? Но никто не пытался понять: откуда "растут ноги" у дона Хуана "исторически"? Завоевание Америки и индейцев Кортесом – лишь первая глава этой истории. Второе завоевание пришло после Второй Мировой войны, когда в Латинскую и Центральную Америку прибыли немецкие фашисты вместе с тибетскими черными магами. Практика "левой руки" гармонично слилась с местными безжалостными культами. В заключение главы доказывается, что, с точки зрения метаистории, книги К. Кастанеды, завоевавшие западный мир – это еще и весьма действенная месть коренного населения Америки Западу. Этому же посвящена и следующая, последняя глава работы, – выдержки из нее даются немного более развернуто, чем предыдущие. Аль туатль Нахуалли туераведро-лиай тапоччуи куицпло Тоналли-хуиатт = = “Кто к нам с Тоналем пришел – от Нагваля погибнет!” (тольтекская молитва). 8. Обратная инвазия. Реконкиста по-тольтекски. Троянский конь из Нового Света выпускает своих бойцов в сердце Европы! ** ... Все то темное, страшное, иррациональное, что не поддается диктату дневного сознания, но живет глубоко внутри животной части каждого человека, было схвачено коллективными усилиями лучших умов европейской цивилизации, и в течение нескольких последних столетий, – худо-бедно “приручено”, помещено в надлежащую ячейку культуры – под присмотр психотерапевтов, священников, экзорцистов, психиатров, этнографов и милиции... Но время от времени эти силы дают о себе знать, – не только в форме индивидуального помешательства, но и в виде разного рода коллективных психозов, революций, эпидемий, войн и т.д. и т.п. __________________________ ** Центр Европы находится в селе Деловое Раховского района Закарпатской области (прим. автора).
... Почти полная и окончательная "победа Разума и воли", счастливыми свидетелями которой стали люди западной культуры в конце нашего столетия, не дает покоя адептам Тёмного Лика. Их очередная неудавшаяся попытка установить диктат Мирового Льда на территории 2/6 суши планеты отбросила их в душные джунгли Амазонии и прилегающих земель... А там их уже ждали хитрые чандалы! Они давно обиделись на загадивших их джунгли европейцев, и с радостью стали льстиво прислуживать новым хозяевам. Параллельно они опутывали их своими липкими светящимися волокнами, вылезающими из светящихся же яиц... Недавно побитые, но привычно-самодовольные наследники Гете, Клауса Шульце и Михаэля Шумахера ничего не заметили и не поняли, и решили использовать глупых пеонов для пропаганды своих идей среди еще не охваченного Льдом Человечества. Они наняли не слишком молодого, но чрезвычайно образованного, ревнивого и страстного выходца из аборигенов (для наивных адептов Мирового Льда все брюнеты– аборигены), и поручили ему проповедовать свои идеи в цивилизованном мире. Новый культур-треггер был тут же схвачен и намертво спеленут светящимися нитями настоящих аборигенов (для них он был таким же ненавистным чужаком-гринго, как и его белокурые хозяева), и прочно пристегнут, как раб к галере, к тяжелому и неповоротливому светящемуся яйцу. И вот, вооруженный новым знанием, злой, самолюбивый и цепкий неофит отправился на завоевание цитадели Культуры и Цивилизации (Лос-Анжелес, США). Цитадель не сразу, но поддалась... Искренне проповедуя народам чистые идеи Сверхчеловека, энергичный маргинал изо всех сил тянул за собой тускло и недобро светящееся Доколумбово Яйцо... И, наконец, вытянул его! Америка обратилась в новую веру! Не все, конечно, клюнули на индейскую наживку, но значительная часть пролетариев умственного труда проглотила дар Нагваля под соусом Виттгенштейна, и стала сосредоточенно ворочать пузырем восприятия из стороны в сторону... ... Настал черед дряхлой Европы. Там победа далась легко – толпы юношей и девушек радостно бросились за грибами! И вот, приветливый, теплый и милый свет электричества – символ и средоточие нашей культуры, начал постепенно меркнуть под натиском другого, нового “света” – длинные липкие волокна протянулись из-за океана... Мертвые “линии мира” бесстрастно засверкали в умеренных широтах... Все больше молодых людей одевались в черное, и силились представить себя в виде светящихся яиц. Однако, “много званых, но мало избранных”! Лишь единицы исхитрялись-таки выскочить во Второе Внимание. Там они и висели некоторое время, удивляясь и радуясь своей победе, до тех пор, пока не привлекали внимания Антрацитового Орла... ... Орлом его назвали ностальгирующие адепты Третьего Рейха, – они подбросили этот образ своему молодому автору, как еще одну удачную аллюзию в контексте нового индейско-остзейского мифа. Но та зоркая и безжалостная сущность, которую издавна прикармливали индейцы-яйки, не нуждалась в новых титулах. Она бесстрастно склевывала недоперепросмотренные светящиеся яйца, не делая различий между арийцами и простыми гражданскими читателями книжек о Силе... Здесь счастливо слилась воедино мощь двух мировых потоков – недорастраченная сила нордических героев с ледяного острова Туле, и жаркая мстительная страсть к разрушению древних космополитов-ольмеков, чьи далекие потомки, обиженные конкистадорами, нашли последний приют в мексиканском городе Тула, – вложив всю свою ненависть в каменные куклы и ступенчатые пирамиды... И вот, объединив свои силы, “туляки” пошли на приступ последнего оплота дневного сознания на земле – территории бывшего СНГ! ... Индейский “Орел”, методично склевывая осознание, дошел уже до центра Европы. К счастью для нас, россиян, село Деловое теперь находится за границей! И, несмотря на непрекращающиеся атаки “Софии” киевской, пока еще не все молодые жители нашего государства успели превратить себя в волокнистые яйца. Именно к ним и обращаемся мы, “старые наблюдающие”: Дети! Будьте бдительны! Умение читать еще не гарантирует полного просветления! Европейская культура столетиями билась об Лёд, чтобы буквально по крохам собрать тот остров Тональ, на котором мы все теперь еще как-то живем. Не играйте с огнем изнутри! Пусть тольтеки, масатеки, сапотеки, ирокезы, апачи, каманчи и семинолы живут и здравствуют на своей Америке! Пусть там же сидят и греются уцелевшие адепты Мирового Льда. Пусть там мстят они самодовольным поработителям коренного населения “Нового Света”! Ведь мы-то знаем: то, что кажется светом всем погрязшим в мирской повседневности замотанным обывателям, – для зрящего муни является тьмой! (И наоборот...) Так что, не дайте столкнуть себя раньше времени с острова Тональ! Антрацитовый Орел приземлился уже совсем рядом, за околицей. Он ждет, он предвкушает, что тысячи новых, радостно светящихся яиц скоро наивно спрыгнут со своего опостылевшего острова... Не дадим же заокеанскому стервятнику-яйцееду опоганить наши просторы! Друзья! Соберем наше Первое, и единственное, внимание в одну точку, наполним его огнем изнутри... Теперь медленно поднимем и направим шиш в ту сторону, где заходит Солнце! И скажем про себя, как наши предки говорили: ОМ АХ ХУМ ШИШНА ДЭВА НАМАХ!
|